
В последнее время QR-коды стали очень популярными и вы можете столкнуться с ними, например, в ресторане при просмотре меню, можете заплатить с помощью QR-кода за покупки в магазине, или просмотреть портфолио кандидата, получить доступ к купону, подключиться к Wi-Fi, этот список можно продолжать бесконечно. Эти черно-белые квадратные узоры органично появились и широко интегрировались в нашу жизнь. Узнайте удивительную историю происхождения QR-кодов и почему вы будете продолжать видеть их в будущем.
Успех и недостатки штрих-кода UPC
Чтобы понять, как появился QR-код, сначала давайте узнаем о его старшем брате: коде UPC (Universal Product Code, что переводится как универсальный код продукта). Штрих-код UPC, который вы привыкли видеть в продуктовых магазинах, по-прежнему является наиболее широко используемой системой кодов отслеживания в мире. Когда Норман Вудленд и Бернард Сильвер впервые запатентовали его в 1950-х годах, он выглядел как круглое яблочко и не использовался так широко, как используются сегодня штрих-коды.

С 1950-х по 1970-е годы обществу требовался эффективный способ отслеживания товаров из-за массового производства продуктов и увеличения количества крупных сетей продуктовых магазинов. IBM пересмотрела эту ранее запатентованную технологию и преобразовала штрих-коды в виде мишени в вертикальные штрих-коды, которые мы знаем сегодня. Штрих-код UPC успешно отслеживал продукты и ускорял производство и линии продуктовых магазинов, и к началу 2000-х общество повсеместно приняло его в качестве стандарта.

Однако по мере развития технологий в период с 2000-х по 2010-е годы штрих-код выявил недостатки. Во-первых, они могут хранить только ограниченное количество информации. Хотя это было нормально для супермаркетов 1970-х годов, ограниченное пространство создавало проблемы с течением времени, а потребность в дополнительной информации росла. Причём, оборудование для сканирования UPC дорого и недоступно или непрактично для обычного человека. Кроме того, вы должны сканировать штрих-код UPC с одного определенного направления, чтобы считать информацию, что замедляет работу. Долгое ожидание очереди в продуктовых магазинах доставляют неудобства обычному потребителю, а более медленные производственные линии на промышленных предприятиях отрицательно сказываются на итоговых показателях, как мы вскоре узнаем.
Изобретение QR-кода
Японская автомобильная компания Denso Wave была одной из многих, кто боролся со стандартной кодовой системой UPC. Из-за ограниченных возможностей хранения штрих-кодов Denso Wave приходилось наносить до 10 штрих-кодов на один продукт только для того, чтобы правильно отслеживать и передавать информацию. Кроме того, поскольку штрих-коды необходимо сканировать с одного направления, они столкнулись с производственными резервными копиями, когда их сканеры не могли считывать штрих-коды на различных формах и размерах автомобильных деталей. Компания изо всех сил пыталась уложиться в сроки просто потому, что штрих-коды замедляли производство.

В 1994 году сотрудник Denso Wave по имени Масахиро Хара придумал идею QR-кодов, играя в игру Го. Если вы никогда раньше не играли в Го, она состоит из сетки 19×19 с черными и белыми камнями, расположенными повсюду. Достаточно одного взгляда на доску Го, чтобы увидеть связь между QR-кодами. Хара понял, что сеточная система может содержать гораздо больше информации в одном коде, а также может считываться с разных направлений, углов и расстояний, что ускоряет время производства. Хара и его команда Denso Wave успешно воплотили его замысел в жизнь и разработали QR-код (Quick Response Code, переводится как код быстрого отклика).

В качестве стратегического шага Denso Wave сделала технологию QR-кодов общедоступной, но продала технологию сканирования для их считывания. Хара и Denso Wave предвидели будущее QR-кодов в других промышленных условиях, но не ожидали их популярности среди малого бизнеса и для обычных людей.
Все изменилось, когда в мобильных телефонах появились камеры, потому что камера — идеальная технология для чтения QR-кодов. В 2002 году Sharp представила первый мобильный телефон с QR-сканером, и конкурирующие производители мобильных телефонов последовали ее примеру. В конце концов, каждый, у кого был смартфон, имел в кармане QR-сканер.
Популярность QR-кода и почему они никуда не денутся
Популярность QR-кода росла устойчивыми темпами в течение 2010-х годов, но резко возросла, когда в 2020 году разразилась пандемия COVID-19. Неожиданно весь мир стал искать быстрые и легкие способы функционирования без физического контакта. QR-коды были идеальным решением. Коды бесплатны, их легко создавать и легко поддерживать. Почти у каждого есть телефон с возможностью сканирования QR. Вы можете обедать в ресторанах и барах, не прикасаясь к меню, к которому прикасались другие люди, что снижает распространение микробов. Вы можете оплачивать товары, не прикасаясь к наличным деньгам и не нажимая кнопки на устройстве для чтения карт.
Некоторые рестораны даже решили сохранить QR-меню, чтобы избежать затрат на печать и обслуживание. Они также могут очень быстро обновлять электронное меню по мере необходимости. В то время как пандемия сходит на нет и не является проблемой для здоровья, как несколько лет назад, мы привыкли к бесконтактному миру, и QR-коды никуда не денутся.