В чём разница?
Ищем и находим разницу во всём

Остров Пасхи

Остров Пасхи, испанский Исла-де-Паскуа, также называется Рапануи, чилийская провинция в восточной части Тихого океана. Это самый восточный форпост полинезийского островного архипелага. Он известен своими гигантскими каменными статуями. Остров находится в изоляции в 1900 км к востоку от острова Питкэрн и в 1368 км к западу от Чили. Образуя треугольник длиной 9 км и шириной 4 кмь, он имеет площадь 163 квадратных километров; его высшая точка, Гора Теревака находится на высоте 600 метров над уровнем моря.

Расположение Острова Пасхи
Расположение Острова Пасхи

 

Своим исконным обитателям остров известен как Рапа Нуи («Великая Рапа») или Те Пито те Хенуа («Пупок Мира»). Первые европейские посетители, голландцы, назвали его Paas eiland («Остров Пасхи») в память о своем собственном дне прибытия. Его смешанное население преимущественно полинезийского происхождения; почти все живут в деревне Ханга Роа на защищенном западном побережье. Население в 2002 году было — 3304 чел., в 2017 — 7750 чел..

Земельные Участки

Рельеф

Небольшой холмистый остров не является частью затонувшей суши, но представляет собой типичный высокий океанический остров, образованный вулканами, поднимающимися со дна моря. Геологические и океанографические данные показывают, что со времени последнего падения уровня моря, которое произошло менее 10 000 лет назад, не произошло заметного появления или затопления береговой линии острова. Три потухших вулкана, состоящие в основном из туф (пористая порода, образованная из уплотненных вулканических фрагментов) и соединенная собственными потоками лавы, придают острову характерную треугольную форму. Кратеры и конусы из паразитных туфов (т.е. кратеры и конусы, образовавшиеся на стороне вулканов или рядом с ними после того, как первоначальное отверстие перекрылось) перемежаются в ландшафте, в котором доминируют эродированные поля лавы, в которых обычно встречается обсидиан.

Карта острова Пасхи
Карта острова Пасхи

Большинство из этих полей густо заполнены крупными и мелкими комочками ячеистой и туфогенной лавы черного или ржавого цвета. Поверхность почвы без косточек редкая; он подходит для интенсивного возделывания в основном в районе Ханга Роа и Матавери на юго-западе, в Вайху и на равнине к юго-западу от вулкана Рано Рараку, а также на доисторически очищенном полуострове Пойке в восточном углу острова. Дождь накапливается в частично заболоченных кратерных озерах вулканов Рано Као, Рано Рараку и Рано Арои. Один прерывистый поток, питаемый озером кратера Рано Арой, стекает по склонам горы Теревака, прежде чем исчезнуть в пористой почве. Вода из чрезвычайно глубокого кратера Рано Као, ширина которого около 915 метров, направляется в Ханга Роа. Берег образован мягкими размытыми пепельными утесами с вертикальным перепадом около 150-300 метров; скалы пересекаются длинными отрезками низких, жестких и бурных лавовых образований.

Там нет естественной гавани, но якорная стоянка находится у Ханга Роа на западном побережье, у Винапу и Хоту-Ити на южном побережье, и у Анакены и в Баия-ла-Перуза на северном побережье. Среди немногих небольших морских островков выделяются Моту-Нуи, Моту-Ити и Моту-Каокао (излюбленные места местных птиц) возле юго-западного мыса. Единственный настоящий песчаный пляж в Анакене, большинство других пляжей имеют гравий. Пещеры имеются в большом количестве, многие из которых состоят из подземных комнат, соединенных узкими туннелями, уходящими далеко в слои лавы.

Климат

Климат субтропический: солнечный и сухой. Самые теплые месяцы с января по март, когда средняя температура составляет 23 °C, а самые холодные месяцы с июня по август, когда средняя температура составляет 18 °C. Среднегодовое количество осадков составляет около 1250 мм, но со значительным годовым разбросом. Сентябрь является самым сухим месяцем, а самые сильные осадки выпадают в июне и июле в соответствии с прохождением австралийских зимних фронтов. Ветры в июне и августе нерегулярны; в остальное время года преобладают пассаты с востока и юго-востока. С сентября по март Перуанское течение (или течение Гумбольдта) со средней температурой около 21 °C течет против острова.

Растительный и животный мир

Коренные растения и животные немногочисленны. Во время европейского прибытия Дерево Торомиро, эндемичное для острова, было единственным диким деревом, а каролина — единственным диким кустарником, растительность преимущественно травянистая. Дерево торомиро подверглось чрезмерной эксплуатации резчиками по дереву, и последний местный экземпляр погиб в 1950-х годах. Вид был спасен от исчезновения, однако, Норвежская археологическая экспедиция собрала семена и посадила их в Гетеборгском ботаническом саду, а саженцы из сада были вновь завезены на остров Пасхи в 1988 году. Анализ отложений пыльцы показал, что другие деревья и кустарники, среди которых Чилийская гигантская пальма (Слоновая пальма), ранее присутствовали на острове до тех пор, пока не были уничтожены обширными пожарами, происходящими во время поселения коренных жителей.

Сегодня сообщается только о 31 цветущем растении, 14 папоротниках и 14 мхах. Трава и мелкие папоротники доминируют над бесплодным ландшафтом, в то время как заболоченные озера кратер густо покрыты двумя завезёнными американскими видами: тростником тора (важный строительный материал) и горец (лекарственное растение). Ряд культивируемых видов растений также был завезен частично из Америки и частично из Полинезии до прибытия европейцев. Из них основным видом был сладкий картофель, который выращивался на обширных плантациях и составлял основной рацион. Бутылочные тыквы, сахарный тростник, бананы, таро, ямс и два полезных дерева (например, азиатская бумажная шелковица с корой, используемой для изготовления ткани, и американская триумфетта семитрилоба с корой, используемой для изготовления веревки) были также импортированы аборигенами. Вероятно, были шелуха-помидор, небольшой сорт ананаса и кокос.

До прибытия людей единственными позвоночными были либо рыбы, либо морские птицы, способные на длительные перелеты. В остальном животная жизнь на суше была ограничена очень немногими видами изопод (отряд ракообразных), пауками, насекомыми, червями, улиткой и многоножкой. Огромное количество мух, крупных тараканов и маленьких скорпионов были представлены недавно. Маленькая, длинноногая курица, о которой, как сообщают, откладывали синие яйца, была представлена ​​в доевропейские времена, но позже скрещивалась с европейскими сортами. Аборигенная съедобная полинезийская крыса была впоследствии заменена более крупными европейскими видами. Овцы, лошади, крупный рогатый скот и свиньи были представлены миссионерами, которые обосновались на берегу в 1864 году. Овец было особенно много в течение почти столетия после того, как иностранные владельцы ранчо начали коммерческое разведение в 1870 году;усиливается . Большая дикая кошка, живущая в пещерах, неизвестного происхождения. Чилийская куропатка, перепел и маленький ястреб были добавлены в дикую природу с 1880 года. Морские черепахи и тюлени в настоящее время являются редким курьезом, но раки и различные прибрежные и глубоководные рыбы имеются в большом количестве по всему побережью.

Люди

Население острова представляет самое восточное поселение в основном полинезийской подгруппы, которая, вероятно, происходит из группы маркизов. Оригинальная лексика Rapa Nui была утеряна, за исключением некоторых смешанных полинезийских и неполинезийских слов, записанных до того , как миссионеры в 1864 году представили таитянский диалект дикому населению. Сегодня на испанском обычно говорят. В своих традициях островитяне последовательно делят себя на потомков двух разных этнических групп: «длинных ушей» и «коротких ушей» (см. Ниже). Смешанный брак является распространенным явлением, и в последние годы приток иностранной крови становится все более доминирующим.

Экономика

Принимая во внимание, что экономика коренного населения была основана на выращивании сладкого картофеля, выращивании кур и прибрежном рыболовстве, остров перешел на экономику, основанную на туризме. Открытие аэропорта в Матавери возле Ханга Роа позволило увеличить приток туристов с 1960-х годов, и в сельской местности было построено несколько небольших отелей, где многие островитяне и поселенцы из континентальной Чили также имеют жилье в своих домах. Связи с континентальным Чили укрепляются благодаря регулярным рейсам из Сантьяго два раза в неделю, а также строительству школ, больниц и большого общественного зала для занятий спортом и представлениями. Хорошо организованный чилийский национальный парк обеспечивает экскурсии и охрану уникальных археологических памятников. Были успешно начаты проекты по лесовосстановлению, включая эвкалиптовые плантации в Вайтеа и кокосовые рощи в заливе Анакена.

История

Первый европейцем приплывшем на Остров Пасхи был голландский адмирал Джейкоб Роггевин, который совершил однодневный визит в 1722 году. Он и его команда нашли население, которое они описали как людей смешанного типа, которые поклонялись огромным стоящим статуям с огнем, в то время как они простирались перед восходящим солнцем. У некоторых из них, называемых «белыми мужчинами», были вырезаны мочки ушей и свисали на плечи, что явно не было полинезийским обычаем.

Моаи на острове Пасхи
Моаи на острове Пасхи

 

Экспедиция, направленная испанским наместником Перу, заново открыла остров в 1770 году. Испанцы провели четыре дня на берегу и первыми сообщили, что у аборигенов была своя собственная местная форма письма. По оценкам, население составляло около 3000 человек.

Гражданская война, кажется, бушевала на острове до прибытия британского штурмана капитана Джеймса Кука в 1774 году. Англичане обнаружили, что полинезийское население в нищете, численность которого составляет около 600-700 мужчин и менее 30 женщин, также отметило, что большие статуи больше не почитались, причем большинство из них были намеренно свалены. В 1786 году французский штурман Жан-Франсуа де Галауп, граф де ла Перуз, прибыл и нашел около 2000 человек на острове. Он тщетно пытался развести там домашних животных. Несколько парусных судов, в том числе китобойные суда, посетили остров с 1792 года. К 1860 году население составляло около 3000 человек, но крупный рейд рабов, начатый в 1862 году из Перу, за которым последовали эпидемии оспы, сократил численность населения до 111 человек в 1877 году. В конце 19-го века численность насения снова начала увеличиваться. В 1864 году брат Эжен Эйро, французский католический миссионер, стал первым иностранцем, поселившимся на острове. В результате население стало обращаться в христианство кс 1868 года. Поселенцы с Таити начали разводить овец в 1870 году. В 1888 году остров был аннексирован Чили, которая арендовала почти всю свою территорию для разведения овец. в 1954 году администрация чилийского военно-морского флота захватила овцеводческий комплекс. В 1965 году правительство Чили назначило гражданского губернатора, и островитяне стали полноправными гражданами Чили. В течение одного поколения пасхальные островитяне успешно отреагировали на полную аккультурацию континентальным стандартам, не теряя своей гордости за своих предков, свои навыки и обычаи. Ежегодно в феврале старики и молодые люди обоего пола встречаются в конкурсах, чтобы возродить искусство и обычаи прошлого острова, в том числе резьба по дереву, нанесение татуировок, создание камышовых лодок, а также традиционное пение и танцы.

Археология

Остров славится своими гигантскими каменными статуями, которых насчитывается более 600, а также руинами гигантских каменных платформ (ахус) с открытыми внутренними двориками на суше, некоторые из которых демонстрируют виртуозную постройку. Археологические исследования проводились в 1886, 1914 и 1934 годах. Археологические раскопки были начаты в 1955 году. Раскопки показали, что на острове можно выделить три различных культурных периода

Самая высокая стоящая каменная статуя острова Пасхи
Самая высокая стоящая каменная статуя острова Пасхи

Ранний период характеризуется Ахусом в Тахай, Винапу и Анакене, датированный углеродом примерно до 700–850 гг. Первые два были описаны капитаном Куком, стена в Анакене оставалась скрытой под землей, пока она не была раскопана в 1987 году. Раскопки в Анакене показали, что в ранний период были вырезаны различные статуи, в том числе меньший прототип бюстов среднего периода, которые в основном отличаются от последних своими округлыми головами и короткими телами. Другим типом была реалистичная скульптура в полной фигуре стоящего на коленях человека с ягодицами, опирающимися на пятки, и руками на коленях, в одном случае с обнаженными ребрами, все черты, характерные для памятников перед инками в Тиуанаку в Южной Америке.

В средний период, около 1050–1680 гг., статуи были преднамеренно разрушены и выброшены, и все ахусы были восстановлены без учета ориентации на солнце или подгонки каменной кладки. Единственное желание, похоже, заключалось в том, чтобы получить сильные платформы, способные поддерживать все более и более тяжелые бюсты, классические моаи среднего периода

Погребальные камеры также были построены в середине ахуса. Размеры сделанных статуй были увеличены, пока они не достигли колоссальных размеров. У стройных и высоких бюстов также были огромные цилиндрические пукао (пучок волос) из красного туфа, помещенные поверх их тонких голов. Большинство статуй среднего периода имеют высоту от 3 до 6 метров, но самая большая из тех, что раньше стояли на вершине аху, была около 10 метров в высоту, состояла из одного блока весом около 82 тонн (74 500 кг) и имела Пукао около 11 тонн сбалансированного на его вершине. Самая большая статуя, которая до сих пор частично похоронена в глубоком иле под карьерами, имеет высоту около 11 метров, а самая большая незаконченная статуя с прикрепленной к скале спиной — около 21 метра. Археологи предполагают, что изображения на статуях представляли важных личностей, которые были обожествлены после смерти. От одной до дюжины завершенных статуй стоят в ряд на одном аху, всегда обращенном к внутренней части.

Статуи среднего периода были изготовлены из особого желто-серого туфа, найденного в стенах кратера вулкана Рано Рараку. Внутри и снаружи кратера разбросаны многочисленные незаконченные статуи и тысячи необработанных каменных кирок, свидетельствующих о внезапном прекращении работы скульпторов. Незавершенные изображения показывают, что каждая статуя была спереди и сбоку отшлифована до того, как спинка была отделена от скалы. Затем изображение было сдвинуто для случайного поднятия в завалах под каменоломнями, чтобы закончить спину, прежде чем переместиться в какое-то отдаленное аху, Глазные впадины и пучки волос были добавлены только после того, как памятник был установлен. В 1978 году было установлено, что эти вогнутости имеют инкрустированные глаза из белого коралла с темным каменным диском для зрачка. В 2009 году британские археологи обнаружили, что пучки волос, похожие на гигантские красные шляпы, возникли в отдельном карьере, спрятанном в другом древнем вулкане Пуна Пау.

Статуи острова Пасхи с красными узлами
Статуи острова Пасхи с красными узлами

Эксперименты в 1955–56 годах, показали, что многочисленные остатки базальта, находящиеся в карьерах, идеально подходят для вырезания твердого туфа. Реконструкция показала, что 12 островитян смогли поднять 25-тонную статую на расстояние около 3-х метров от земли и наклонить ее наверху на аху, эта работа заняла 18 дней без каких-либо инструментов, кроме двух деревянных бревен, которые использовались в качестве рычагов. Камни всех размеров были втиснуты под статуей один за другим, чтобы сформировать медленно поднимающуюся пирамиду из камней, чтобы поднять гигантские монолиты вертикально. Предание утверждало, что статуи «шли» по местности к своим отдаленным местам назначения, в эксперименте 180 островитян смогли вытащить среднюю статую над землей. Повторный эксперимент в 1986 году возродил предание и обнаружил, что 15 человек достаточно для перемещения статуи среднего размера по земле в вертикальном положении, дергая ее вперед системой канатов.

Бюсты среднего периода явно произошли от местного прототипа и не имеют аналогов в другом месте. Для среднего периода также был характерен птичий культ с сопутствующими обрядами птичников, которые сохранились до третьего или позднего периода. Его церемониальным центром была деревня Оронго, на вершине Рано Као, который состоял из каменных домов со сводами крыши, построенных в виде ложных арок. Эти дома и смежные круглые каменные жилища с входами в крышу характерны для раннего и среднего периода на острове, в то время как, неизвестно, где-либо еще в Полинезии, они распространены в прилегающей области Южной Америки.

Петроглифы на острове Пасхи
Петроглифы на острове Пасхи

Традиционная культура

Пасхальные островитяне позднего периода жили в лодочковидных домиках или в пещерах. Этот период был отмечен внутренними войнами, общим разрушением и культурным упадком. Матаа, или наконечник копья из обсидиана, который производился серийно, является характерным артефактом этого периода. Резьба по дереву и небольшие необработанные каменные статуэтки заменили монументальное искусство. Письменные деревянные таблички, покрытые резными надписями (называемые ронго-ронго), помещенные в бустрофедон (метод письма, при котором линии чередуются справа налево и слева направо) были скопированы с более ранних образцов только для ритуальных целей, их правильное прочтение было забыто, и, несмотря на многие утверждения, современные попытки расшифровать их потерпели неудачу. В этот период художественные сокровища были спрятаны в тайных семейных пещерах, в то время как вертикальные изображения аху были последовательно опрокинуты. Ил из заброшенных карьеров спустился к слепым и недостроенным бюстам, стоящих у подножия вулкана, что делает невозможным их опрокидывание и тем самым обеспечивает для потомков безглазые головы, которые дали острову известность.

 

История утверждает, что разрушение началось после периода мирного сосуществования людей с двумя разными культурами и языками — длинными ушами и короткими ушами. Последние, уставшие от работы, почти уничтожили людей с длинными ушами. Углеродное датирование и генеалогия совпадают в определении этого события и начала позднего периода около 1680 года. Первоначальная конструкция искусственного рва Поике, согласно углеродному датированию, имела место около 380 г. н.э.

 

Первый Международный научный конгресс, созванный на острове Пасхи в 1984 году, согласовал резолюцию, определяющую остров как место доевропейской цивилизации. Недавние раскопки, которые показывают, что самые ранние поселенцы прибыли с ранее разработанными архитектурными концепциями и высокоспециализированной техникой каменной кладки мегалитов, поддерживают островные традиции, которые утверждают, что первые предки прибыли в организованную группу эмигрантов, а не просто как случайные ветряные рыбаки. Остров Пасхи был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 году.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *