Статуя Свободы является одним из самых знаковых скульптур в западном мире и часто рассматриваются как символ американской свободы. Созданная и изготовленная французским скульптором Фредериком-Огюстом Бартольди, Франция пожертвовала эту колоссальную статую Соединенным Штатам в 1875 году в ознаменование их союза во время американской революции.
Статуя, официально названная «Свобода, озаряющая мир», изображает коронованную Свободу в лице женщины, поднимающей факел правой рукой, в то время как ее левая рука сжимает табличку с надписью «JULY IV, MDCCLXXVI», римской цифрой даты, в которую была принята Декларация независимости. В «Новом Колоссе» Эмма Лазарус называет ее «Матерью изгнанников», а для старых и новых американцев ее образ стал одним из самых узнаваемых в мире. Но что мы знаем о реальной женщине, вдохновившей Леди Либерти?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к записям и наброскам Бартольди — не к Статуе Свободы, а к более ранней статуе, которая очень похожа на его американский памятник. Бартольди начал баловаться колоссальными скульптурами в конце 1850-х годов, почти за 30 лет до завершения строительства Статуи Свободы. Он описал свой интерес к колоссальным скульптурам, как основанный на классических памятниках, таких как Колосс Родосский. Однако стиль, который он изучал «с величайшим вниманием», был стилем древних египтян.

Бартольди отправился в Египет около 1856 года и был поражен Колоссами Мемнона, двумя статуями фараона Аменхотепа III. При высоте 21 метр они возвышались над руинами древних Фив более 3200 лет. Бартольди писал, что «эти гранитные существа в своем невозмутимом величии, кажется, все еще прислушиваются к самой далекой древности. Их добрый и непроходимый взгляд, кажется, игнорирует настоящее и устремлен к безграничному будущему… Сам дизайн в какой-то мере выражает бесконечность».
Путешествие Бартольди в Египет было чрезвычайно трансформативным и имело большое влияние. В 1868 году он снова вернулся к удивлению в Колосси, а в 1869 году Бартольди подал колоссальное статуарное предложение египетскому хедиву, Исмаил-Паше. Бартольди надеялся, что хедив воспользуется своим дизайном скульптуры в ознаменование завершения строительства Суэцкого канала, открывшегося в том году. Как кратчайший путь между Средиземным и Красным морями, Суэцкий канал функционировал как буквальный морской мост между Европой и Азией. В случае выбора Бартольди надеялся, что его колосс будет рассматриваться как символ культурного прогресса и понимания.
Дизайн хедива Бартольди был смоделирован по образу женщины по фамилии Фаллах, египетского крестьянина. К сожалению, о ней известно очень мало, кроме ее социально-экономического статуса. Бартольди не оставил никаких записей, указывающих на интерес к ее личной истории. Несмотря на это, выбор женщины был не случайным. Бартольди осознавал многовековую европейскую художественную традицию олицетворения ценностей, идей и даже стран в образе женщин. Эти олицетворения почитались и иногда поклонялись, но для Бартольди особенно важно то, что они жили и оставались в умах тех, кто видел их подобия.
Эта логика ясна из названия, формы и функции конкурсной заявки Бартольди. Названный «Египет, несущий свет в Азию», эта колоссальная женщина должна была расположиться в центре Суэцкого канала на вершине монументального плинтуса. Одетая в то, что египтяне признали бы одеждой Фаллаха и увековечили бы как памятник, она была бы предметом гордости для египтян всех социальных классов. Она превратилась в маяк, высоко подняв факел и излучая свет из своей головы. Когда под ней проплывали корабли бесчисленных народов, эта женщина должна была рассматриваться как физическое воплощение Египта и его прогресса.

Хотя покорность Бартольди могла произвести впечатление на хедив, строительство колосса было бы чрезвычайно дорогостоящим. Египет столкнулся с финансовыми проблемами, которые, вероятно, заставили хедив переключить свое внимание на другое место, и проект был свернут. Но если колоссальный провал Бартольди является узнаваемым, то это потому, что он был полон решимости перепрофилировать свой заброшенный дизайн.
Между 1870 и 1871 годами он начал изменять детали своих эскизов. Характерное египетское платье женщины уступило место греческим одеяниям, и свет исходил от ее факела, а не от головы. Диадема позже заменит ей головной убор, а в левой руке вскоре появится табличка. Но, как и на рисунках 1869 года, она все еще держала факел в вытянутой руке, а другую руку держала на поясе. Под тем, что станет американской статуей Свободы, просвещающей мир, скрывалось собственное колоссальное падение Египта, все еще «несущего свет».